Сделать "Стартовой"   Добавить в "Избранное"   Поддержать "Мир словарей"  
 

Украинская Баннерная Сеть
 

  Словари  
Словарь сленга хипи
Cловарь русской цивилизации
Словарь церковных терминов
Школьный этимологический словарь
Словарь иностранных Слов
Словарь прикладной интернетики
Словарь астрологических терминов
Словарь воровского жаргона
Словарь йоги
Cловарь компьютерной лексики
Архитектурный словарь
Новейший философский словарь
Справочник пo фразеологии
Педагогическая энциклопедия
Энциклопедия юриста
Психологический толковый словарь
Словарь русских синонимов
Исторический Словарь
Словарь Даля
Словарь медицинских терминов
Словарь по политологии
Теософский словарь
Толковый словарь финансовых терм



 
Поиск по словарям:
Ключевое слово: искать в:  

Словарь по политологии


Сознание политическое - осознание социокультурной целостности частич¬ным, идеологическим образом, направленное на сохранение и защиту наци¬онально-государственного образования с учетом интересов господствующих социальных классов или слоев. Политическое сознание является моментом целостного общекультурного сознания, оно отражает все практические и духовные особенности наличной социальности. Политическое сознание отличается от сознания всеобщего харак¬тера тем, что оно стремится к осмыслению целого на основе системы цен¬ностей, к которым относятся интересы государства, политической элиты, господствующих слоев населения и т.д. В зависимости от специфики куль¬турно-технологической и политической организации общества, эти ценнос¬ти могут колебаться в границах приоритетов политического пространства. В то же время политическое сознание не может не быть идеологизирован¬ным, оно имеет акцентированное практически-властное значение и выпол¬няет свойственную ей функцию осмысления общества с позиций политичес¬кой организации и власти. Проблема истинности актуальна и для политического сознания, несмотря на то, что оно всегда содержит идеологически-спекулятивный момент. Момент истинности политического сознания находится в границах его адекватности осознаваемой социально-политической ситуации. Особен¬но актуальна адекватность данной формы сознания в критические, кризис¬ные моменты истории в значительной мере зависит направленность и сте¬пень концентрации социальной энергии, экономической, дипломатической или военной силы, а следовательно, судьба государств и народов. Адек¬ватность, соответствие сознания социально-политической ситуации и спо¬собность это сознание за счет организации превратить в реальную соци¬альную силу может преодолеть кризис в обществе. Неадекватность политического сознания, выражающаяся в иллю¬зорности, утопичности или субъективности, выходящей за границы полити¬ческого пространства разрушает общественную мощь, приводит к нараста¬нию кризисов и гибели национально-государственных образований (стран). В то же время политическое сознание как таковое может способствовать смягчению кризисных ситуаций. Бескризисное развитие истории можно счи¬тать критерием истинности политического сознания и соответствия поли¬тической структуры и политической элиты реальным общественно-полити¬ческим отношениям. Подобное отношение к политическому сознанию связано с тем, что всякая политика начинается с осознания существующего об¬щества, постановки тех или иных управленческих, политических целей. Политические цели являются непосредственной основой организа¬ции политической деятельности. Поэтому от того, насколько ясно и адек¬ватно представители политической элиты понимают свои задачи и возмож¬ности их решения, зависит эффективность политического управления, и, следовательно, состояние реальной жизни государства и населения. В са¬мом общем плане политическое сознание складывается в определенной культурной ситуации и определяется ею. Так, во всех культурах, кроме западной, политическое сознание носит иррациональный, «ненаучный» ха¬рактер. Политическое сознание имеет формы традиций, религиозных прин¬ципов, священных и индивидуальных озарений, гаданий и предсказаний, толкования снов и видений, откровений мудрости, определения судьбы лю¬дей и государств по священным книгам, гороскопам, общения с духами предков и великих предшественников, и т. д. История развития политического сознания берет начало в мифоло¬гии в странах Востока. Политическое сознание в Европе сначала имело те же формы, что и на Востоке. Высшей его формой была мудрость великих законодателей. Они издавали законы, по которым люди должны были жить веками. Из античной древности до нас дошли мифы о семи мудрецах. В их число входили разные люди. В реальности их было гораздо больше. Им удавалось лучше других осмыслить социальную действительность и выра¬зить ее в общих формах законов, выполнение которых в рамках политичес¬кой организации общества гарантировало максимальную успешность всего общественного существования, воспроизводства. Современные психологи (К. Юнг) пришли к выводу, что в резуль¬тате социального опыта создается поле бессознательного, в котором «ви¬тают» идеи. Наиболее способные к этому люди улавливают, осмысливают эти «флюиды», образы и превращают их в идеи, политические программы, законы и т. д. Значительная часть осознания осуществлялась в религиоз¬ной форме. В этой форме сознание шло от пророков, которые мыслили, как считается в рамках религиозного мировоззрения, не сами, а выражали во¬лю Бога. Кроме этих иррациональных моментов, начиная со времен античной Греции, к массиву политического сознания присоединяются принципы, выра¬ботанные в русле философии, метафизического сознания. Великие философы древности Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель и другие пытались создать универсальные политические систе¬мы, которые были бы основаны на универсальных принципах добра, спра¬ведливости, гармонии, общественного блага и т. д. Например, Аристотель был духовным наставником Александра Македонского, политическое созна¬ние которого, в совокупности с организаторским гением, оказало решаю¬щее воздействие на политическую организацию эллинского мира. Эпоха но¬вого времени превращается в культуру нарождающегося научно-техническо¬го прогресса. Эта культура вызывает к жизни небывалое в прежней исто¬рии развитие рационального сознания, в основе которого лежит метод ло¬гики. Логика концентрирует в себе весь прошлый опыт человечества, а он, в свою очередь, целенаправленно проецируется на предмет научного, рационального знания. В результате сознание принимает форму закона. Предмет познается объективно, одинаково для всех людей. Такое знание может технологически воспроизводиться в любых условиях, что необходимо для промышленного производства. Человечество устроено так, что гос¬подствующее сознание эпохи приобретает всеобщий характер. Произошло это и с политическим сознанием. Эмпирическая направленность сознания, сформулированная Ф. Бэ¬коном, изменяет и эпистемологическую, познавательную направленность идеологии. Лучшие умы Европы пытаются политическую структуру осмыслить рационально, научно. Для этого, как казалось, достаточно познать зако¬ны развития общества, сущность политической организации, объединить их и показать людям, как нужно жить в условиях оптимальной политико-соци¬альной системы. Высшей точкой притязаний рациональной идеологии можно считать марксистскую теорию. Маркс и Энгельс, исходя из принципа материалисти¬ческого понимания истории, подвергли теоретической критике общество буржуазных отношений. Они пришли к выводу, что для создания общества справедливости необходимо преодолеть частную собственность на средства производства и создать бесклассовое общество. В этом обществе все должны трудиться в сфере производства материальных благ, заниматься всеми остальными социальными функциями, включая и сферу политики. По мнению Маркса, это создало бы возможность гармонично развиваться всем людям, что в свою очередь развило такой процесс в обществе, который позволил бы обойтись без политики. В коммунистическом обществе, по этой теории, управление вещами сменит управление людьми, а это поможет преодолеть политическую организацию общества. Эта теория была так привлекательна, что миллионы людей стали ее последователями. В России конца ХIХ века кризисное состояние общества выступа¬ло побудительным мотивом для идеологических поисков путей реформирова¬ния. Теория Маркса, созданная для развитого промышленного общества, была воспринята как научная социология радикального характера и была приспособлена к российской действительности Лениным. После революции 1917 г. партия большевиков осуществила дерзкую попытку создания об¬щества на основе марксистско-ленинской идеологии. В результате в СССР было за кратчайшие сроки создано промышленное общество, страна была превращена в мощнейшую милитаризированную сверхдержаву. В то же время никакого коммунизма не получилось, а эксплуатация, с которой должны были бороться коммунисты, превратилась в сверхэксплуатацию. Политичес¬кий режим вместо свободы принес террор тоталитаризма, а через семь де¬сятилетий система рухнула. Можно констатировать, что с момента появления политического сознания до самого последнего времени, политические цели, которые ста¬вятся во всеобъемлющих радикальных программах, реализуются не так, как они задумывались. Появляются такие обстоятельства, которые не позволя¬ют воплотить в жизнь идеальные модели политического сознания. Это при¬водит многих мыслителей к выводу, что мы еще очень мало знаем о самих себе, о том, что такое общество. Именно по этой причине в восточных деспотиях практически нет свободных людей. Гармонизация осуществляется в них за счет всеобщего ограничения. В античности достаточной свободой обладали только свободные граждане. Рабы приравнивались к домашним жи¬вотным. В условиях феодализма свободными были высшие сословия. Только демократия делает людей формально равными по отношению к правам, к за¬кону. Политическое сознание не в состоянии создать гармоничных усло¬вий жизни для всех членов общества даже в форме утопии - все утопии содержат внутренние противоречия, которые невозможно разрешить в их рамках. Политическое сознание выступает в форме идеологии, поэтому всегда идеологично. Идеологичность этой формы сознания заключается в том, что оно осознает общество в целом с позиций какой-либо его части - класса, слоя, корпорации и т. д. Официальное политическое сознание выражает интересы господствующих социальных сил и элиты, а оппозицион¬ное - интересы какой-либо иной, нарождающейся или отмирающей, части социальной структуры. Политические реалии стали основой для вывода, согласно которо¬му любое политическое сознание идеологично, частично и утопично (К. Мангейм). Это связано с вечным ограничением политики - выражать част¬ный интерес в качестве всеобщего. Ограничивать практически всех людей ради воспроизводства целого - государства - как величие, так и прокля¬тие политики. В современном обществе с ярко выраженными частными инте¬ресами и засильем бюрократии сформировать всеобщее политическое созна¬ние под силу только «внеклассовым», «беспартийным» интеллигентам. Проблема деидеологизации политического сознания, придание ему статуса всеобщего, включение в него интересов всех слоев населения современного общества актуальна, но до сих пор нереализуема. Ее прин¬ципиальное решение связано с дальнейшей гуманизацией общества, его де¬милитаризацией, экологизацией, деэлитизацией и многими другими процес¬сами, затрагивающими интересы практически всего населения Земли. Кроме деидеологизации перед политическим сознанием современ¬ности стоит задача возможности воплощения его выводов в реальную поли¬тическую практику. Данная проблема может быть решена, если политичес¬кое сознание кроме адекватности ценностной реальности приобретет ста¬тус технологичности. Политическое сознание реализуется через деятель¬ность государства и политических партий, различные формы организацион¬ной деятельности и т. д. От зрелости и адекватности сознания зависит во многом успешность всей политики.

0 - 9 - A - B - C - D - E - F - G - H - I - J - K - L - M - N - O - P - Q - R - S - T - U - V - W - X - Y - Z
А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Ю - Я

Абсолютизм
Абсентеизм (лат.absentis — отсутствующий)
Авантюризм политический (фр. аvanture - приключение, риск)
Автаркия политическая (от греч.autarkia – самоудовлетворение)
Автократия (греч.autokrateia - самовластие, само¬державие)
Автономия (греч. autonomia – самоуправление, независимость)
Авторитаризм
Агрессия (от лат. аgressio – нападение)
Активность политическая
Альтернативы развития
Аннексия (от лат. аnnexio – присоединение)
Аппарат государственный (лат. apparatus – оборудование)
Аттитюд
Аристократия (от греч. aristos – лучший и kratos -власть)
Баланс политических сил
Безопасность государственная (национальная)
Безопасность международная
Безопсность региональная
Бихевиоризм
Борьба политическая
Борьба политическая
Бюрократизм
Бюрократия
Вето
Взаимной безопасности
Власть
Власть политическая
Власть (формы власти в кратологии)
Власть эпохи постмодерна
Внешняя политика
Внутренняя политика
Военная политика
Война гражданская
Война и вооруженный конфликт
Волюнтаризм
Геноцид
Геополитика
Глава государства
Глава правительства
Глобальные проблемы
Государство
Государство благосостояния
Государство всеобщего благоденствия
Государство национальное
Государство полицейское
Государство правовое
Гражданская культура
Гражданский процесс
Гражданское общество
Гражданское согласие
Гражданское соучастие (участие)
Гражданство
Движение политическое
Демократия
Деспотизм
Диагностика политическая
Диалог политический
Демократический социализм
Евразийство
Европарламент
Естественно-правовая школа
Законодательная власть
Идеал политический
Идеология
Избирательная система
Империя
Импичмент
Институт политический
Интеграция политическая
Интеллигенция в политике
Интересы в политике
Информационное общество
Исламизм в политике
Исполнительная власть
Исторического пессимизма
Классы
Коммунизм
Коммунистические партии
Компромисс в политике


Cтраницы: 1 2 3 4

 
  Новые слова  
Выегозить
Выедать
Выезжать
Сальдар
Сальдо
Сальдо к переносу
Чьюта
Круг
Яснослышание способность
Разделение властей
Разоружение
Реализм политический
Трускавец
Тугарин змеевич
Тужа
Гомеопатия
Гонорея
Грыжа
Всякий раз
Всякими способами
Всякого жита по лопате
Геноцид (гено + лат. caedere — убивать)
Гентингтона хорея (греч. choreia — хоровод, пляска)
Генуинный (лат. genuinus — врожденный, природный, подлинный).
Двенадцати таблиц законы
Двойное гражданство
Двойное налогообложение
Гаудиг
Гафури
Гачев
Игра не стоит свеч
Играть в бирюльки
Играть короля
Абушенко в.л
Александрова с.н
Александрович н.в.
Абак
Алтарь
Амфипростиль
Alpha testing
Alpha value (alpha level, alpha channel)
Alphabet алфавит lowercase
Абсолют (absolute)
Абхинивеша (abhinivesha)
Абхьяса (abhyasa)
PУБИН (Rubis)
PУНЫ
PЫБЫ (лат. Pisces):
Weабонент - subscriber
Адаптация - adaptation
Административная система
Абажур
Аббревиатура
Абзац
Неделя
Непорочны
Обедня
АБАЛАЦКАЯ "ЗНАМЕНИЕ"
АБАЛАЦКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ
АБРАМОВ



  Электронный словарь On-Line
2008 -2009
ESLOVAR
Веб студия SKYLOGIC